Методические рекомендации педагога-психолога
Рекомендации для педагогов по формированию компетентности «успешность» в рамках дополнительных общеобразовательных программ
Успех – достижение человеком устойчивого психологического и социально-экономического состояния, при котором он занимается делом, которое ему больше всего нравится, которое у него лучше всего получается и которое наиболее востребовано обществом (из программы развития ДЮЦ).
Успех – ощущение собственной значимости. Именно самоощущение, а не отражение поступков человека в глазах других. Если Вас считают успешным, а внутри данного чувства нет, то все пропало.
Успех – равно востребованности знаний, компетенций, способностей обучающихся «здесь и сейчас»!
Советский физик Петр Капица сказал: «Главный признак таланта — это когда человек знает, чего он хочет».
Эффективная формула успешности во все века одинакова: к 1% таланта прибавить 99% трудолюбия и все получится Помогайте детям выявлять задатки и склонности, поощряйте их интересы |
- На занятиях педагоги должны помнить про «зону успеха», которую Вы сами создаете для обучающихся, тем самым мотивируя их на успешное выполнение задания.
- Современные дети очень мобильны, иногда сложно разглядеть «неформативный» талант у ребенка, особенно, когда он плохо учиться в школе, но и на такого ребенка надо сделать ставку.
- Обязательно давайте возможность детям заниматься проектной деятельностью. Выделите на это отдельные занятия.
- Помогайте сильным обучающимся двигаться на следующий уровень, составляя индивидуальный план.
- Будьте внимательны к реальным возможностям ребенка. Вознаграждения и наказания не имеют смысла, если ребенок по каким-то причинам не может выполнить требуемое. Ищите решение проблемы, и делайте выводы вместе.
- Не гасите в ребенке естественное желание «прославиться». Он осознанно или неосознанно полагает: если его талант и страсть к творчеству никем не замечены, значит, его успешность в этой деятельности нулевая. Переживание успеха чрезвычайно мотивирует на деятельность.
Лифт к успеху не работает – поднимайтесь по ступенькам.
Психолого-педагогические рекомендации по сопровождению детей с признаками одаренности
на занятиях
Уверенными шагами идет ребенок, которого поддерживали в его начинаниях…
ПРИТЧА О ТАЛАНТАХ
…Был один человек, который отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. Одному он дал пять талантов, другому два, иному один, каждому по силе его и тотчас отправился. Получивший пять талантов, пошел и употребил их в дело и приобрел другие пять талантов. Точно также поступил и получивший два таланта и приобрел другие два таланта. Получивший же один талант пошел и закопал его в землю. Когда господин вернулся, то потребовал отчет у своих рабов. И подошел получивший пять талантов и принес другие пять талантов и говорит: «господин! Пять талантов ты дал мне; вот другие пять талантов я приобрел на них».
Господин сказал ему: «хорошо добрый и верный раб, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю». Подошел также и получивший два таланта и сказал: «господин! Два таланта ты дал мне, вот другие два таланта я приобрел на них».
Господин сказал ему: «хорошо верный и добрый раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю». Подошел получивший один талант и сказал: «господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал и убоявшись я пошел и скрыл талант твой в земле, вот тебе твое».
Господин сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! Ты знал, что Я жну, где не сеял и собираю, где не рассыпал. Почему ты не отдать серебро мое торгующим, и я получил бы мое с прибылью. И так возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что он имеет».
Эта притча про то, что каждому человеку Бог при рождении дает способности, необходимо их разглядеть и приумножить.
Стадии развития таланта
1 стадия – «зерно». Зерно необходимо посадить и полить. Педагог еще не знает, какое это зерно (рис, гречка, пшеница). Это задатки ребенка. | |
2 стадия – «колос». Колос – это развивающиеся интересы и склонности. Педагог наблюдает, какие это интересы и какие склонности у ребенка. | |
3 стадия – «сноп». Это явные признаки таланта, зримо видимые и различимые. Результаты, продукты деятельности, которые демонстрирует ребенок. Но сноб может и заплесневеть, необходимо наблюдать и сопровождать ребенка. | |
4 стадия – «каравай». Это яркий талант, гениальность. |