План профориентационной деятельности на 2023-24 уч.год
Что значит найти себя?
Чувство потерянности возникает, когда человек не может найти себя. Найти себя возможно только при условиях:
- Понять свои истинные желания
- Определить свои, а не навязанные цели
- Эффективно действовать в направлении своих целей и видеть реальное приближение к ним.
Практически любому психически адекватному человеку необходимо как самореализация в работе, так и моральная поддержка в семье. Найти себя означает найти своего человека, свою работу, свои увлечения, своих друзей. Не секрет, что многие люди дожили до сорока, но так и не нажили ни одного настоящего друга. В критические моменты им не к кому обратиться, попросить помощи и поддержки, в том числе финансовой. Такие люди говорят, что вокруг нет достойных, что все предатели и т.п. На самом деле, они должны работать над своими душевными качествами, воспитывать в себе достоинства, терпимость, принятие, дружелюбность, бескорыстие и гостеприимство. Даже, если человек нашел себя в работе, но у него нет друзей и любимого человека, он не может быть счастлив.
Найти себя в деятельности бывает ничуть не проще, чем найти своего человека. Основная проблема заключается в том, что мы постоянно бежим, суетимся. Нам некогда подумать о своем предназначении. Если человек знает, что такое профориентация, то он уже считает себя исключительно продвинутым в смысле самопоиска. Надо научиться себя слушать – а не только окружающих: друзей, учителей, общество. Очень часто внутри самих себя мы не можем понять – где наши мысли, а где навязанные.
Вот один типичный штамп – работа по специальности. Почти каждому выпускнику вуза система внушила мысль: ты должен, просто обязан работать по специальности. А что, если перед поступлением человек не проходил профориентацию, если он уже на первом курсе понял, что предметы ему не нравятся? Что делать тогда? Правильно, доучиваться. Так велят родители! Ведь они не зря нас содержали. С одной стороны, родители имеют право на такие заявления, но с другой – не у всякого ребенка хватит смелости сменить вуз.
Найти себя – это попробывать прислушаться к себе, своему внутреннему «ХОЧУ», соотнести со своим внутренним «МОГУ» и понять что мне для этого «НАДО».
Рекомендация: Для размышления об этом выделите целый день, отключите телефон, попробуйте набросать план своей жизни.
Не найти себя — значит проиграть жизнь.
|
Онлайн работа с метафорическими ассоциативными картами поможет тебе активизировать свое подсознание, МАК – это инструмент, который поможет обрести рефлексивное сотояние на момент «здесь и сейчас».
Ссылки: «Мой путь» (https://inpot.ru/?p=19952), «В поисках смысла» (https://grininasvetlana.ru/uprazhneniya/karta-dnya/)
Приложение
Моя Профориентационная карта
ФИО ___________________________________________________________________
«Дело мечты» ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МОИ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ДОСТИЧЬ РЕЗУЛЬТАТА (МЕЧТЫ)
|
В чём я личность? Что я умею делать лучше, чем другие?
Чему я должен научиться за _____________период времени?
Презентация Атлас профессий будущего
Психолого-педагогический класс
Мир профессий Северо-Енисейского района
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ОБУЧАЮЩИМСЯ
Организация профориентационной работы
Диагностический материал для педагогов
План мероприятий по ранней профориентации в МБОУ ДО «Северо-Енисейский детско-юношеский центр»
на 2020-2021 учебный год
Цель: формирование готовности к самостоятельному осознанному выбору профессий у обучающихся 5-11 классов.
№п\п | Мероприятие | Сроки | Место проведения | Ответственный |
1 | Ранняя индивидуальная и групповая диагностика профессиональной направленности «Якоря профессии»:
«Кто ты? «Мыслитель»-«Собеседник»-«Практик» (5-8 классы). |
Октябрь 2020 | ДЮЦ | Педагог-психолог
Касицина Н.В. |
«Вплетение в браслет» знакомство со сферами деятельности (5 — 8 классы) | Ноябрь 2020 | |||
«Как ты ведешь себя в конфликте» (5-8 классы)
|
Декабрь 2020 | |||
2 | Индивидуальная диагностика старшеклассников по методике «Профессиянс» (Н.С. Пряжников) | Январь – февраль 2021 | ДЮЦ | Педагог-психолог
Касицина Н.В. |
Индивидуальная работа по составлению профориентационного профиля старшеклассника по методикам Г. Резапкиной http://metodkabi.net.ru/index.php?id=mod&op=user&ts=test_diagn_razv | Март-апрель 2021 | |||
3 | Развивающие и просветительские занятия с обучающимися ( 5-8 классов), направленные на формирование интереса к профессиям и своим возможностям:
Игра «Навстречу профессиям будущего» Игра «Пути-дороги» направлена осмысление профессионального выбора и представления о своей будущей профессии (9-11 классы ) |
Декабрь 2020
Январь – февраль 2021 |
ДЮЦ | Педагог-психолог
Касицина Н.В. |
4 | Дистанционное обучение «Виртуальный класс» в формате видео конференций по предмету «Основы психологии» | Раз в неделю
2020 – 2021 учебный год |
РУО | Тьютор
Борисова Е.Н. преподаватели педагогического университета СФУ Стюгин А.А., Туранова Л.М. |
5 | Практические пробы. Обучение старшеклассников (8-11 классов) по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мир профессий Северо-Енисейского района» по направленностям:
правоохранительная деятельность; медицина. |
2020-2021 учебный год | ДЮЦ.
Отдел полиции Северо-Енисейского района. ЦРБ Северо-Енисейского района |
Тьюторы
Афанасьева Л.Н. Васильева Т.Г. |
6 | Профконсультирование обучающихся, педагогов, родителей (лиц, их заменяющих), составление рекомендаций и психологических заключений | Ежемесячно | ДЮЦ | Педагог-психолог
Касицина Н.В.
|
План мероприятий по ранней профориентации в МБОУ ДО «Северо-Енисейский детско-юношеский центр»
на 2019-2020 учебный год
№п\п | Мероприятие | Сроки | Место проведения | Ответственный |
1 | Индивидуальное и групповое тестирование, диагностика (Как выбрать? Какой ты? Что тебе подходит?) с помощью стандартизированных методик, направленных на раннюю профориентацию. | В течение года | ДЮЦ | Педагог-психолог, педагоги ДО
|
2 | Онлайн-тестирование для обучающихся 6-11 классов на сайте проекта «Билет в будущее» (результатом является индивидуальный учебный план с учетом особенностей личности ребенка и рекомендации по ее развитию). | С сентября по декабрь 2019 | ДЮЦ | Шаркова О.А. |
3 | Дистанционное обучение «Виртуальный психолого-педагогический класс» в формате видео-конференций по предмету «Основы педагогики, психологии» | Еженедельно,
2019 – 2020 учебный год
|
РУО | Тьютор
Шаркова О.А., Стюгин А.А., Туранова Л.М. |
4 | Просветительские профориентационные мероприятия для обучающихся ДЮЦ 9-10-11 классов в форматах видео-уроков портала «ПроеКТОриЯ». | 1 раз в месяц по вторникам | ДЮЦ | Касицина Н.В. |
5 | Практические пробы. Обучение старшеклассников (8-11 классов) по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мир профессий Северо-Енисейского района» по направленностям:
правоохранительная деятельность;
медицина. |
2019-2020 учебный год | ДЮЦ.
Отделение МВД России по Северо-Енисейскому району; ЦРБ Северо-Енисейского района |
Тьюторы
Афанасьева Л.Н.
Шаркова О.А. |
6 | Психологические практикумы. Тренинги, деловые игры, коррекционные занятия по профориентации с обучающимися 5-11 классов:
— Игра «Навстречу профессиям будущего (9-10-11 классы) — Игра Кадровый вопрос (8-10-11 класс) — Игра «Консилиум» (9-10-11 классы) — Занятия-практикумы «Роль психических процессов в профессиональной деятельности» — Коррекционное занятие «Вплетение в браслет» (5-6 классы)
|
Ноябрь
Январь Февраль Март (медицина, правоохранительная деятельность) Сентябрь-май
|
ДЮЦ | Педагог-психолог Касицина Н.В.
|
7 | Профконсультирование обучающихся, педагогов, родителей (лиц, их заменяющих), составление рекомендаций и психологических заключений | Ежемесячно | ДЮЦ | Педагог-психолог
|
Исп. Касицина Н.В.
раб.тел.21-4-73
ПРОФорИентациЯ
— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
— Мне все равно… — сказала Алиса.
— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.
— … только бы попасть куда-нибудь, — пояснила Алиса.
— Куда-нибудь ты обязательно попадешь, — сказал Кот.
— Нужно только достаточно долго идти…
(Л.Керролл «Алиса в стране чудес»)
Профориентационное самоопределение у старшеклассников 9-11 классов, в какой-то степени напоминает «блуждание». Старшеклассники не всегда знают, какой деятельностью хотят заниматься в будущем, что им интересно (Хочу). Некоторые обучающиеся даже не задумываются о своих стремлениях, способностях, умениях, ресурсах личностных (Могу). Не знают о мире профессий, которые востребованы на рынке труда, не знают о новых профессиях (Надо). Поэтому пока у старшеклассника не будет сформирован механизм: Хочу — Могу – Надо, самоопределения может не произойти. Старшеклассник, даже обучаясь в ВУЗе, либо в любом профессиональном образовательном учреждении не будет представлять «куда он хочет попасть»….
Самоопределение и самоактуализация – это самая вершина пирамиды потребностей по А. Маслову. Поэтому задачей педагога-психолога и педагогов дополнительного образования ДЮЦ является сопровождение в образовательном процессе обучающихся 5-11 классов с учетом ранней профориентации, через просветительские, диагностические мероприятия, направленные на формирование и выявление их профессиональных компетентностей.
Выбор профессии – это сложный выбор в жизни старшеклассника. Поэтому чтобы сделать правильный выбор необходимо знать и учитывать свои реальные возможности, интересы, стремления, склонности и многие другие качества личности. Для качественного сопровождения в процессе ранней профориентационной деятельности необходимо разнообразие форм деятельности педагогов, тьюторов и психолога.
- Консультации.
Консультации обучающихся (групповые, индивидуальные). В рамках групповых встреч, каждый обучающийся самостоятельно выстраивает индивидуальный профориентационный маршрут, который подходит именно для него (с учетом его способностей, интересов, потребностью общества). Маршрут содержит набор алгоритмических действий, инструкций, который вынуждает старшеклассника действовать пошагово.
Алгоритм деятельности старшеклассника «Поиск вручную»
2. Оцени свои дефициты. 3. Познакомься с профессиями, которые тебе интересны и привлекают тебя. Познакомься с учебными заведениями, в которых можно получить выбранную профессию (сайты, онлайн экскурсии, реальное посещение образовательного учреждения в период школьных каникул). 4. Сопоставь свои способности с деятельностью. 5. Прими решение и действуй.
|
Консультации родителей — индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
- Тестирование, диагностика (склонности, способности, черты характера) с помощью стандартизированных методик, направленных на профориентацию.
- Игровое профориентационное онлайн-тестирование на сайте bilet.worldskills.ru. Очно-заочные онлайн-пробы, через «Виртуальный класс» (электронная среда дистанционного образования), в режиме видеоконференций по предметам: введение в педагогическую профессию; основы психологии; облачные технологии и сервисы (электронная среда дистанционного образования).
- Просветительская деятельность:
просмотр 8 уроков о профессиях прошлого и будущего в режиме записи посредством образовательного портала «проеКТОриЯ», встречи с представителями профессий на фестивалях, тренинги, решение кейсовых заданий;
мини-пробы в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир профессий Северо-Енисейского района» (направленности: правоохранительная деятельность, медицина, педагогическая деятельность);
профориентационные игры, игры-раскраски «Профессии будущего» и другое;
участие обучающихся ДЮЦ в различных форматах проекта «Билет в будущее», направленного на раннюю профориентационную деятельность детей 6-11 классов (онлайн-диагностика, рекомендации, практические мероприятия).
Востребованные профессии 2020
Чтобы разобраться с востребованными профессиями 2020 года в России, обратимся к официальным документам.
Во-первых, обратим внимание на перечень профессий, принятый Правительством РФ. Все специальности и направления в нём соответствуют приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, а именно:
- энергоэффективность;
- ядерные технологии;
- стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение;
- медицинская техника и фармацевтика;
- космос и телекоммуникации.
Во-вторых, посмотрим на список наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, опубликованный Минтруда России. В него вошли:
- Автомеханик
- Администратор баз данных
- Графический дизайнер
- Косметолог
- Лаборант химического анализа
- Мастер декоративных работ
- Мастер столярно-плотницких работ
- Метролог
- Мехатроник
- Мобильный робототехник
… и ещё 40 профессий.
Спрос и предложение рабочей силы
на регистрируемом рынке труда Красноярского края
За январь 2019 года:
- в органы службы занятости населения края за содействием
в трудоустройстве обратились 7,8 тыс. граждан; - 2,9 тыс. работодателей края предоставили сведения о 21,4 тыс. вакансий, из них 17,3 тыс. вакансий постоянного характера (80,8 %
от общего числа заявленных вакансий).
Наибольшая потребность в кадрах заявлена по рабочим профессиям –
15,3 тыс. вакансий (71,5 % от общего числа вакансий), по должностям служащих – 6,1 тыс. вакансий (28,5 %). Среди рабочих профессий доля вакансий для квалифицированных сотрудников составляет 80,7 %.
Сведения о заявленных работодателями вакансиях в разрезе
видов экономической деятельности (ВЭД)
(январь 2019 года)
Наименование ВЭД | Количество заявленных
вакансий, ед. |
Удельный вес в общем числе вакансий, % |
ВСЕГО | 21 433 | 100,0 |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНАЯ И СОПУТСТВУЮЩИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ | 3285 | 15,3 |
СТРОИТЕЛЬСТВО | 2465 | 11,5 |
ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА | 2253 | 10,5 |
ТОРГОВЛЯ ОПТОВАЯ И РОЗНИЧНАЯ; РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И МОТОЦИКЛОВ | 2175 | 10,1 |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ; СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | 1778 | 8,3 |
СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО, ОХОТА, РЫБОЛОВСТВО И РЫБОВОДСТВО | 1372 | 6,4 |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ | 1305 | 6,1 |
ТРАНСПОРТИРОВКА И ХРАНЕНИЕ | 1285 | 6,0 |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ, НАУЧНАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ | 1224 | 5,7 |
ОБРАЗОВАНИЕ | 1077 | 5,0 |
ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 697 | 3,3 |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОПЕРАЦИЯМ С НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ | 617 | 2,9 |
ДРУГИЕ ОТРАСЛИ (обеспечение электрической энергией, газом и паром, деятельность гостиниц и предприятий общественного питания, деятельность гостиниц, деятельность финансовая и страховая, водоснабжение, водоотведение, и др.) | 1900 | 8,9 |
Соотношение наиболее востребованных профессий (специальностей)
и ищущих работу граждан на рынке труда Красноярского края
(январь 2019 года)
№ |
ПРОФЕССИИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) | Количество заявленных рабочих мест, ед. |
Обратилось за содействием в трудоуст-ройстве (профессия по последнему месту работы), чел. |
Средняя зарплата, руб. |
I | Должности служащих | 6 112 | 2 047 | 32 833 |
1 | Менеджер (в торговле, по рекламе и др.) | 661 | 143 | 31410 |
2 | Учитель, преподаватель, педагог, логопед | 418 | 38 | 21520 |
3 | Врач (педиатр участковый, терапевт участковый, анестезиолог-реаниматолог, невролог и др.) | 403 | 7 | 38600 |
4 | Военнослужащий (офицерский, младший командный состав, рядовой и сержантский состав)
|
371 | 3 | 40910 |
5 | Инженер (по охране труда, инженер-строитель, инженер-конструктор, инженер-лаборант, инженер-электрик и др.) | 322 | 127 | 47460 |
6 | Специалист (по маркетингу, по социальной работе, банка и др.) | 299 | 263 | 30360 |
7 | Охранник (в том числе охранник-стрелок) | 283 | 86 | 37990 |
8 | Медицинская сестра | 256 | 38 | 23780 |
9 | Фельдшер | 231 | 17 | 25390 |
10 | Инспектор (отдела режима и охраны, по кадрам и др.) |
199 | 51 | 31020 |
11 | Бухгалтер | 166 | 156 | 26120 |
12 | Воспитатель, младший воспитатель, помощник воспитателя | 161 | 96 | 21590 |
13 | Мастер (производственного обучения, участка, строительных и монтажных работ и др.) | 153 | 67 | 45600 |
14 | Полицейский | 143 | 3 | 27570 |
15 | Агент (страховой, торговый, по закупкам, коммерческий и др.) | 125 | 32 | 29160 |
16 | Секретарь, делопроизводитель | 119 | 65 | 21150 |
17 | Администратор | 110 | 46 | 23120 |
18 | Дежурный оперативный | 97 | 32 | 38070 |
19 | Риэлтор | 94 | 3 | 54730 |
20 | Техник | 91 | 41 | 25160 |
II | Профессии рабочих | 15 321 | 4 444 | 39 386 |
1 | Рабочий, разнорабочий, подсобный рабочий и другие виды рабочих (кроме горнорабочих)
|
1860 | 807 | 26760 |
2 | Водитель | 1382 | 325 | 41790 |
3 | Слесарь (в т.ч. сантехник, ремонтник, по ремонту автомобилей, техники, электрослесарь и др.) | 990 | 212 | 42630 |
4 | Сварщик, газосварщик, электросварщик, помощник электрогазосварщика и др. | 791 | 89 | 56390 |
5 | Уборщик, мойщик, мойщик-уборщик | 700 | 458 | 21900 |
6 | Монтажник, электромонтажник | 659 | 60 | 62390 |
7 | Машинист, помощник машиниста | 585 | 238 | 53970 |
8 | Оператор (в отраслях) | 582 | 141 | 40560 |
9 | Сборщик | 465 | 10 | 33960 |
10 | Продавец (в т.ч. продавец-консультант) | 448 | 324 | 22610 |
11 | Бетонщик | 389 | 43 | 47870 |
12 | Монтер, электромонтер | 377 | 82 | 39440 |
13 | Повар | 330 | 80 | 40260 |
14 | Плотник | 286 | 35 | 50150 |
15 | Каменщик | 283 | 7 | 52280 |
16 | Токарь | 271 | 10 | 53970 |
17 | Грузчик | 264 | 137 | 29460 |
18 | Тракторист | 263 | 53 | 58080 |
19 | Рамщик | 225 | 8 | 32900 |
20 | Облицовщик | 208 | 1 | 62640 |