В последние годы учёные и практики разных стран определили набор базовых компетенций XXI века. Наиболее востребованными «гибкими навыками» для рынка труда являются десять компетенций, необходимых для достижения профессионального и личного успеха. В число десяти «гибких навыков» входит эмоциональный интеллект, наряду с тайм-менеджментом, эффективным общением, решением проблем, управлением конфликтами, навыками работы в команде и другими мета-компетенциями. Развитый эмоциональный интеллект хорош не только в профессиональном становлении, карьере, но и в жизни в целом. Человек с хорошо развитым эмоциональным интеллектом может существенно снизить воздействие отрицательных эмоций на свою жизнь, что очень важно для его психического здоровья.
11 апреля 2024 года в рамках РМО для педагогов дополнительного образования Северо-Енисейского района старшим методистом МОЦ Поляковой И.С. и методистом ДЮЦ Афанасьевой Л.Н. был проведен семинар по теме «Развитие эмоционального интеллекта. Эмоциональная грамотность воспитанников».
В начале семинара педагоги актуализировали понятия «эмоциональный интеллект», «эмоциональная грамотность» и сформулировали проблему «Как развивать эмоциональный интеллект у воспитанников?». В практической части семинара присутствовавшие, работая в парах и индивидуально, изучали тексты, выполняли задания и вели полилог. Они последовательно прошли четыре основных шага, необходимых для развития эмоционального интеллекта: 1. распознавание эмоций; 2. использование эмоций в решении задач; 3. развитие осознанности (понимание причин и последствий возникновения эмоций); 4. регуляция эмоциональных состояний.
В ходе семинара педагоги определили актуальные для себя техники, способы, которые помогают справиться нашим воспитанникам с отрицательными эмоциями, познакомились с алгоритмом управления интенсивными эмоциями, который важно использовать в образовательном процессе по освоению ДООП. В итоге участниками семинара было определено, что для развития эмоционального интеллекта детей важно создавать положительный психологический настрой на занятиях, использовать упражнения и игры, анализировать конфликтные ситуации с распознаванием эмоций и прогнозированием последствий, использовать алгоритм управления интенсивными эмоциями.
В заключение семинара педагогам предложены практические и теоретические материалы по данной теме для использования в профессиональной деятельности.