Рекомендации

Методические рекомендации педагога-психолога

Рекомендации для педагогов по формированию компетентности «успешность» в рамках дополнительных общеобразовательных программ

Успех – достижение человеком устойчивого психологического и социально-экономического состояния, при котором он занимается делом, которое ему больше всего нравится, которое у него лучше всего получается и которое наиболее востребовано обществом  (из программы развития ДЮЦ).

Успех – ощущение собственной значимости. Именно самоощущение, а не отражение поступков человека в глазах других. Если Вас считают успешным, а внутри данного чувства нет, то все пропало.

Успех – равно востребованности  знаний, компетенций, способностей обучающихся «здесь и сейчас»!

Советский физик Петр Капица сказал: «Главный признак таланта — это когда человек знает, чего он хочет».

Эффективная формула  успешности во все века одинакова: к 1% таланта прибавить 99% трудолюбия и все получится

Помогайте детям выявлять задатки и склонности, поощряйте их интересы

  1. На занятиях педагоги должны помнить про «зону успеха», которую Вы сами создаете для обучающихся, тем самым мотивируя их на успешное выполнение задания.
  2. Современные дети очень мобильны, иногда сложно разглядеть «неформативный» талант у ребенка, особенно, когда он плохо учиться в школе, но и на такого ребенка надо сделать ставку.
  3. Обязательно давайте возможность детям заниматься проектной деятельностью. Выделите на это отдельные занятия.
  4. Помогайте сильным обучающимся двигаться на следующий уровень, составляя индивидуальный план.
  5. Будьте внимательны к реальным возможностям ребенка. Вознаграждения и наказания не имеют смысла, если ребенок по каким-то причинам не может выполнить требуемое. Ищите решение проблемы, и делайте выводы вместе.
  6. Не гасите в ребенке естественное желание «прославиться». Он осознанно или неосознанно полагает: если его талант и страсть к творчеству никем не замечены, значит, его успешность в этой деятельности нулевая. Переживание успеха чрезвычайно мотивирует на деятельность.

Лифт к успеху не работает – поднимайтесь по ступенькам.

Психолого-педагогические рекомендации по сопровождению детей с признаками одаренности

на занятиях

Уверенными шагами идет ребенок, которого поддерживали в его начинаниях…

ПРИТЧА О ТАЛАНТАХ

…Был один человек, который отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. Одному он дал пять талантов, другому два, иному один, каждому по силе его и тотчас отправился. Получивший пять талантов, пошел и употребил их в дело и приобрел другие пять талантов. Точно также поступил и получивший два таланта и приобрел другие два таланта. Получивший же один талант пошел и закопал его в землю. Когда господин вернулся, то потребовал отчет у своих рабов. И подошел получивший пять талантов и принес другие пять талантов и говорит: «господин! Пять талантов ты дал мне; вот другие пять талантов я приобрел на них».

Господин сказал ему: «хорошо добрый и верный раб, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю». Подошел также и получивший два таланта и сказал: «господин! Два таланта ты дал мне, вот другие два таланта я приобрел на них».

Господин сказал ему: «хорошо верный и добрый раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю». Подошел получивший один талант и сказал: «господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал и убоявшись я пошел и скрыл талант твой в земле,  вот тебе твое».

Господин сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! Ты знал, что Я жну, где не сеял и собираю, где не рассыпал. Почему ты не отдать серебро мое торгующим, и я  получил бы мое с прибылью. И так возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что он имеет».

Эта притча про то,  что каждому человеку Бог при рождении дает способности, необходимо их разглядеть и приумножить.

Стадии развития таланта

 1 стадия – «зерно». Зерно необходимо посадить и полить. Педагог еще не знает, какое это зерно (рис, гречка, пшеница). Это задатки  ребенка.
2 стадия – «колос». Колос – это развивающиеся интересы и склонности. Педагог наблюдает, какие это интересы и какие склонности у ребенка.
3 стадия – «сноп». Это явные признаки таланта, зримо видимые и различимые. Результаты, продукты деятельности,  которые демонстрирует ребенок.  Но сноб может и заплесневеть, необходимо наблюдать и сопровождать ребенка.
 4 стадия – «каравай». Это яркий талант, гениальность.