Профориентация

План мероприятий по ранней профориентации в МБОУ ДО «Северо-Енисейский детско-юношеский центр»

на 2019-2020 учебный год

№п\п Мероприятие Сроки Место проведения Ответственный
1 Индивидуальное и групповое тестирование, диагностика  (Как выбрать? Какой ты? Что тебе подходит?) с помощью стандартизированных методик, направленных на раннюю профориентацию. В течение года ДЮЦ Педагог-психолог, педагоги ДО

 

2 Онлайн-тестирование для обучающихся 6-11 классов на сайте проекта «Билет в будущее» (результатом является индивидуальный  учебный план с учетом особенностей личности ребенка и рекомендации по ее развитию). С сентября по декабрь  2019 ДЮЦ Шаркова О.А.
3 Дистанционное обучение «Виртуальный психолого-педагогический класс» в формате видео-конференций по предмету «Основы педагогики, психологии»  Еженедельно,

2019 – 2020 учебный год

 

РУО Тьютор

Шаркова О.А.,

Стюгин А.А., Туранова Л.М.

4 Просветительские профориентационные мероприятия для обучающихся ДЮЦ 9-10-11 классов в форматах  видео-уроков портала «ПроеКТОриЯ». 1 раз в месяц по  вторникам ДЮЦ Касицина Н.В.
5 Практические пробы. Обучение старшеклассников (8-11 классов) по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мир профессий Северо-Енисейского района» по направленностям:

правоохранительная деятельность;

 

медицина.

2019-2020 учебный год ДЮЦ.

 

 

 

 

Отделение МВД России по Северо-Енисейскому району;

ЦРБ Северо-Енисейского района

Тьюторы

Афанасьева Л.Н.

 

 

 

 

 

 

Шаркова О.А.

6 Психологические практикумы. Тренинги, деловые игры, коррекционные занятия по профориентации с обучающимися 5-11 классов:

— Игра «Навстречу профессиям будущего (9-10-11 классы)

— Игра Кадровый вопрос (8-10-11 класс)

— Игра «Консилиум»  (9-10-11 классы)

— Занятия-практикумы  «Роль психических процессов в профессиональной деятельности»

—  Коррекционное занятие  «Вплетение в браслет» (5-6 классы)

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

Январь

Февраль

Март (медицина, правоохранительная деятельность)

Сентябрь-май

 

ДЮЦ Педагог-психолог Касицина Н.В.

 

7 Профконсультирование обучающихся, педагогов, родителей (лиц, их заменяющих), составление рекомендаций и психологических заключений Ежемесячно ДЮЦ Педагог-психолог

 

Исп. Касицина Н.В.

раб.тел.21-4-73

ПРОФорИентациЯ

 

— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.

— Мне все равно… — сказала Алиса.

— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.

— … только бы попасть куда-нибудь, — пояснила Алиса.

— Куда-нибудь ты обязательно попадешь, — сказал Кот.

— Нужно только достаточно долго идти…

(Л.Керролл «Алиса в стране чудес»)

Профориентационное самоопределение  у старшеклассников 9-11 классов,  в какой-то степени напоминает «блуждание». Старшеклассники не всегда знают, какой деятельностью хотят заниматься в будущем, что им интересно (Хочу). Некоторые обучающиеся даже не задумываются о своих  стремлениях, способностях, умениях, ресурсах личностных (Могу). Не знают о мире профессий, которые востребованы на рынке труда, не знают о новых профессиях (Надо). Поэтому пока у старшеклассника не будет сформирован механизм:  Хочу — Могу – Надо, самоопределения может не произойти.   Старшеклассник, даже обучаясь в ВУЗе, либо в любом профессиональном образовательном учреждении не будет представлять «куда он хочет попасть»….

Самоопределение и самоактуализация – это самая вершина пирамиды потребностей по А. Маслову. Поэтому задачей педагога-психолога и педагогов дополнительного образования ДЮЦ является сопровождение в образовательном процессе обучающихся 5-11 классов с учетом ранней профориентации, через просветительские, диагностические  мероприятия, направленные на формирование и выявление их профессиональных компетентностей.

Выбор профессии – это сложный выбор в жизни старшеклассника. Поэтому чтобы сделать правильный выбор необходимо знать и учитывать свои реальные возможности, интересы, стремления, склонности и многие другие качества личности. Для качественного сопровождения в процессе ранней профориентационной деятельности необходимо разнообразие форм деятельности педагогов, тьюторов и психолога.

  1. Консультации.

Консультации обучающихся (групповые, индивидуальные). В рамках групповых встреч, каждый обучающийся самостоятельно выстраивает индивидуальный профориентационный маршрут, который подходит именно для него (с учетом его способностей, интересов, потребностью общества). Маршрут содержит набор алгоритмических действий, инструкций, который вынуждает старшеклассника действовать пошагово.

Алгоритм деятельности  старшеклассника  «Поиск вручную»

  1. Изучи самого себя.

2. Оцени свои дефициты.

3. Познакомься с профессиями, которые тебе интересны и привлекают тебя. Познакомься с учебными заведениями, в которых можно получить выбранную профессию (сайты, онлайн экскурсии, реальное посещение образовательного учреждения в период школьных каникул).

4. Сопоставь свои способности с деятельностью.

5. Прими решение и действуй.

 

Консультации родителей — индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.

 

  1. Тестирование, диагностика (склонности, способности, черты характера) с помощью стандартизированных методик, направленных на профориентацию.
  2. Игровое профориентационное онлайн-тестирование на сайте bilet.worldskills.ru. Очно-заочные онлайн-пробы, через «Виртуальный класс» (электронная среда дистанционного образования), в режиме видеоконференций по предметам: введение в педагогическую профессию; основы психологии; облачные технологии и сервисы (электронная среда дистанционного образования).
  3. Просветительская деятельность:

просмотр 8 уроков о профессиях прошлого и будущего в режиме записи посредством образовательного портала «проеКТОриЯ», встречи с представителями профессий на фестивалях, тренинги, решение кейсовых заданий;

мини-пробы в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир профессий Северо-Енисейского района» (направленности: правоохранительная деятельность, медицина, педагогическая деятельность);

профориентационные игры, игры-раскраски «Профессии будущего» и другое;

участие обучающихся ДЮЦ в различных форматах проекта «Билет в будущее», направленного на раннюю профориентационную деятельность детей 6-11 классов (онлайн-диагностика, рекомендации, практические мероприятия).

Востребованные профессии 2020

Чтобы разобраться с востребованными профессиями 2020 года в России, обратимся к официальным документам.

Во-первых, обратим внимание на перечень профессий, принятый Правительством РФ. Все специальности и направления в нём соответствуют приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, а именно:

  • энергоэффективность;
  • ядерные технологии;
  • стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение;
  • медицинская техника и фармацевтика;
  • космос и телекоммуникации.

 

Во-вторых, посмотрим на список наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, опубликованный Минтруда России. В него вошли:

  1. Автомеханик
  2. Администратор баз данных
  3. Графический дизайнер
  4. Косметолог
  5. Лаборант химического анализа
  6. Мастер декоративных работ
  7. Мастер столярно-плотницких работ
  8. Метролог
  9. Мехатроник
  10. Мобильный робототехник

… и ещё 40 профессий.

Спрос и предложение рабочей силы
на регистрируемом рынке труда Красноярского края

 

За январь 2019 года:

  • в органы службы занятости населения края за содействием
    в трудоустройстве обратились 7,8 тыс. граждан;
  • 2,9 тыс. работодателей края предоставили сведения о 21,4 тыс. вакансий, из них 17,3 тыс. вакансий постоянного характера (80,8 %
    от общего числа заявленных вакансий).

Наибольшая потребность в кадрах заявлена по рабочим профессиям –
15,3 тыс. вакансий (71,5 % от общего числа вакансий), по должностям служащих – 6,1 тыс. вакансий (28,5 %). Среди рабочих профессий доля вакансий для квалифицированных сотрудников составляет 80,7 %.

 

Сведения о заявленных работодателями вакансиях в разрезе
видов экономической деятельности (ВЭД)

(январь 2019 года)

 

Наименование ВЭД Количество заявленных

вакансий, ед.

Удельный вес в общем числе вакансий, %
ВСЕГО 21 433 100,0
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНАЯ И СОПУТСТВУЮЩИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ 3285 15,3
СТРОИТЕЛЬСТВО 2465 11,5
ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА 2253 10,5
ТОРГОВЛЯ ОПТОВАЯ И РОЗНИЧНАЯ; РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И МОТОЦИКЛОВ 2175 10,1
 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ; СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1778 8,3
СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО, ОХОТА, РЫБОЛОВСТВО И РЫБОВОДСТВО 1372 6,4
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ 1305 6,1
ТРАНСПОРТИРОВКА И ХРАНЕНИЕ 1285 6,0
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ, НАУЧНАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ 1224 5,7
ОБРАЗОВАНИЕ 1077 5,0
ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 697 3,3
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОПЕРАЦИЯМ С НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ 617 2,9
ДРУГИЕ ОТРАСЛИ (обеспечение электрической энергией, газом и паром, деятельность гостиниц и предприятий общественного питания,  деятельность гостиниц, деятельность финансовая и страховая, водоснабжение, водоотведение,  и др.) 1900 8,9

 

 

 Соотношение наиболее востребованных профессий (специальностей)
и ищущих работу граждан на рынке труда Красноярского края

(январь 2019 года)

 


п.п.

ПРОФЕССИИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) Количество заявленных рабочих мест,
ед.
Обратилось за содействием
в трудоуст-ройстве (профессия по последнему месту работы), чел.
Средняя зарплата, руб.
I Должности служащих 6 112 2 047 32 833
1 Менеджер (в торговле, по рекламе и др.) 661 143 31410
2 Учитель, преподаватель, педагог, логопед 418 38 21520
3 Врач (педиатр участковый, терапевт участковый, анестезиолог-реаниматолог, невролог и др.) 403 7 38600
4 Военнослужащий (офицерский, младший командный состав, рядовой и сержантский состав)

 

 

 

371 3 40910
5 Инженер (по охране труда, инженер-строитель, инженер-конструктор, инженер-лаборант, инженер-электрик и др.) 322 127 47460
6 Специалист (по маркетингу, по социальной работе, банка и др.) 299 263 30360
7 Охранник (в том числе охранник-стрелок) 283 86 37990
8 Медицинская сестра 256 38 23780
9 Фельдшер 231 17 25390
10 Инспектор (отдела режима и охраны, по кадрам
и др.)
199 51 31020
11 Бухгалтер 166 156 26120
12 Воспитатель, младший воспитатель, помощник воспитателя 161 96 21590
13 Мастер (производственного обучения, участка, строительных и монтажных работ и др.) 153 67 45600
14 Полицейский 143 3 27570
15 Агент (страховой, торговый, по закупкам, коммерческий и др.) 125 32 29160
16 Секретарь, делопроизводитель 119 65 21150
17 Администратор 110 46 23120
18 Дежурный оперативный 97 32 38070
19 Риэлтор 94 3 54730
20 Техник 91 41 25160
II Профессии рабочих  15 321 4 444 39 386
1 Рабочий, разнорабочий, подсобный рабочий и другие виды рабочих (кроме горнорабочих)

 

1860 807 26760
2 Водитель 1382 325 41790
3 Слесарь (в т.ч. сантехник, ремонтник, по ремонту автомобилей, техники, электрослесарь и др.) 990 212 42630
4 Сварщик, газосварщик, электросварщик, помощник электрогазосварщика  и др. 791 89 56390
5 Уборщик, мойщик, мойщик-уборщик 700 458 21900
6 Монтажник, электромонтажник 659 60 62390
7 Машинист, помощник машиниста 585 238 53970
8 Оператор (в отраслях) 582 141 40560
9 Сборщик 465 10 33960
10 Продавец (в т.ч. продавец-консультант) 448 324 22610
11 Бетонщик 389 43 47870
12 Монтер, электромонтер 377 82 39440
13 Повар 330 80 40260
14 Плотник 286 35 50150
15 Каменщик 283 7 52280
16 Токарь 271 10 53970
17 Грузчик 264 137 29460
18 Тракторист 263 53 58080
19 Рамщик 225 8 32900
20 Облицовщик 208 1 62640