Педагог-психолог рекомендует

Поиск своих особенностей или  профопределение

Профессия человека отражает образ его жизни. Если человек занимается любимым делом, то  он  чувствует удовлетворение, понимает степень своей самореализации. Возможно, он понимает и ощущает  свое предназначение (умение грамотно себя потратить).   Но сложность состоит в том, что не все старшеклассники знают, чего они хотят. У многих не сформировано представление о специфике многих профессий, нет представлений о личностных качествах, которые необходимо знать при выборе профессионального пути.

Задачей психолога является информирование старшеклассников о профессиональном самоопределении,  его особенностях и талантах.

Например, существуют 3 типа профессиональных талантов по

Н.Е. Грейс:

  1. Сердечные таланты, соучастие проявляются в профессиях няни, воспитателя, учителя, психолога. Все это помогающие профессии. Как правило, в этой сфере нет мужчин, так как у мужчин отсутствует сопереживание.
  2. Глазные таланты (четкое восприятие, чувствование цветовой гаммы, концентрация внимания). Художники, архитекторы, скульпторы, ювелиры.
  3. Ручные таланты (мелкая моторика) пластические хирурги, массажисты.

В Северо-Енисейском детско-юношеском центре педагог-психолог осуществляет профориентационную деятельность по сопровождению старшеклассников в личностном самоопределении. На своих занятиях педагог-психолог формирует установки на то, что  «жить надо начисто». «Черновиков» быть не должно.  Поэтому выбор должен быть осознанным, это  длительный процесс,  в ходе которого старшеклассник узнает свои возможности, склонности, таланты,  четко сформирует цели, изучает мир профессионального труда, и только тогда принимает решение о выборе профессии или сферы деятельности,  которая ему больше всего подходит.

Педагог-психолог ДЮЦ  формирует у старшеклассников представление и понимание своих профессиональных интересов и талантов,  формирует умение конкретизировать свой выбор и следовать  за своим предназначением (четкое представление, что с этим пониманием делать дальше).

Важно понимать, что современный мир быстро меняется, с появлением новых потребностей общества появляются новые технологии, рождающие новые профессии. Но существуют вечные профессии, которые никогда не потеряют своей актуальности (врач, учитель, строитель).  Например,  консультанты рекрутингового агентства  считают, что к 2020 году к востребованным специальностям будут относиться IT-специалисты, а специалисты, которые исследуют мозг человека и др….   Остро будут востребованы сотрудники технических специальностей различного уровня, а также квалифицированные профессиональные кадры рабочих специальностей (слесари, электрики, газосварщики, бульдозеристы).   Поэтому необходимо помочь старшекласснику быть уверенным в себе, мобильным и социально востребованным. Уверенными шагами идет человек, которого поддержали. Психологическая поддержка вселяет старшекласснику веру в невидимое и приобретение ожидаемого.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ПЕДАГОГАМ ДЮЦ
Развитие мотивации у обучающихся

Вот и началась весна,  активно  припекает солнышко. Всех детей и   взрослых тянет выйти на улицу, подышать весенним воздухом, погреться в лучах солнца. И совсем не хочется ничего делать… В первую очередь это касается детей (обучающихся). Не все дети умеют регулировать и планировать  свою деятельность, поэтому у них часто снижается желание посещать занятия в учреждении дополнительного образования. Им хочется просто погулять, либо полежать дома на диване и пообщаться с друзьями.

Задача педагога в этот период  заключается в том, чтобы как можно быстро замотивировать  ребенка на посещение своих занятий. Вопрос встает: как это сделать?

Для того чтобы разобраться в этом, необходимо понять, что такое мотивационная сфера человека. Этот вопрос до сих пор очень мало изучен в психологии. Это не может быть объяснено отсутствием интереса к данному предмету: начиная с древних времен и до наших дней вопрос о внутренних побудителях поведения человека неуклонно занимал ученых и философов и приводил их к построению различных гипотез.  Мотивация – это интерес или потребность. Поэтому педагог, знающий особенности потребностей и интересов детей данного возраста, может на них воздействовать.

Зная специфику деятельности ДЮЦ, можно предположить, что все обучающиеся посещают занятия  исходя из своих интересов и потребностей. Ребенок приходит на занятия по своим внутренним запросам и мотивам: он хочет петь, рисовать, лепить или играть в спортивные игры. Но бывает так, что мотивация снижается. Что делать педагогу, как повысить мотивацию на своих занятиях.

Рекомендации:

Стимул  заложен в созданной ситуации успеха. Она  занимает одну из главенствующих ролей. Если ситуация успеха создана  и обучающийся ее «пробует», то он, обучающийся,  способен достичь неимоверных успехов.

Создавайте имидж  своему объединению. Это могут быть свои традиции, правила, свой значок, флаер или определенный стиль одежды. Особенно очень нравится выделяться из общей массы подросткам.

Используйте интересные способы преподавания материала  (игра, сказка). Впереди много мероприятий, посвященных Дню Победы. Можно создать своими руками подарки ветеранам, эта интересная деятельность также формирует чувство патриотизма.

Хочу рассказать вам притчу про фермера и ослика.

Однажды у одного фермера осел провалился в колодец. Осел страшно закричал, призывая на помощь. Прибежал фермер и всплеснул руками: “Как же его оттуда вытащить?”

Хозяин ослика рассудил так: “Мой осел старый. Ему уже недолго осталось. Я все равно собирался приобрести нового, молодого осла.  А колодец все равно почти высохший. Я давно собирался его закопать и вырыть новый колодец в другом месте. Так почему бы не сделать это сейчас? Заодно и ослика закопаю, чтобы не было запаха разложения”.

Он пригласил всех своих соседей помочь ему закопать колодец. Все дружно взялись за лопаты и принялись бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, к чему идет дело и начал издавать страшный визг. И вдруг, к всеобщему удивлению, он притих. После нескольких бросков земли фермер решил посмотреть, что там внизу.

Он был изумлен оттого, что он увидел там. Каждый кусок земли, падавший на его спину, ослик стряхивал и приминал ногами. Очень скоро, ко всеобщему изумлению, ослик показался наверху  и выпрыгнул из колодца!

….В жизни каждого человека может так произойти.  Вам будет встречаться много всяких трудностей  и непреодолимых дел, и  каждый раз жизнь будет посылать вам все новую и новую порцию, закаляя ваш характер и волю. Всякий раз, когда вам ничего не хочется делать и кажется, что это так тяжело, стряхните этот груз  и  начинайте действовать, заниматься любимыми делами, не ленитесь.  И только так вы сможете сформировать силу воли (или мотивацию) и «выбраться из колодца».

Желаю удачи!