Образование


Образование в МБОУ ДО «ДЮЦ» ведется на русском языке.  Форма обучения — очная. Сроки обучения по дополнительным общеобразовательным программам — от 1 до 7 лет.

Описание образовательной программы

Настоящая образовательная программа разработана в соответствии с

— Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 года  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989 года;

— Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;

— Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской

Федерации» от 24 июля 1998 года;

— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008   «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013г. № 30468);

— Концепцией развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р;

— Уставом ОУ от 09.12.13г, №196;

— Лицензией на право ведения образовательной деятельности Серия 24Л01 № 0000515, регистрационный № 7491-л от 20.03.2014 года;

Санитарно-эпидемиологическими  требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 (Постановление от 04.07.2014г.) и другими локальными актами, регламентирующими образовательную деятельность.

Образовательная программа является организационно-нормативным документом, объединяющим весь образовательный процесс. В программе нашли отражение принципы образовательной политики, особенности организации образовательного процесса по разным уровням обучения.

МБОУ ДО «Северо-Енисейский детско-юношеский центр», (далее «ДЮЦ») является многопрофильным учреждением дополнительного образования детей и представляет обучающимся широкий спектр образовательных услуг по следующим направлениям деятельности: туристско-краеведческое, художественное, техническое, естественнонаучное, физкультурно-спортивное и социально — педагогическое.

Образовательная деятельность по дополнительным образовательным программам направлена на:

  • формирование и развитие творческих способностей учащихся;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии;
  • создание условий для укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
  • социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры учащихся.

Содержание дополнительных общеобразовательных программ и сроки обучения по ним определяются рабочей программой педагога, разрабатываемой им самостоятельно, принимаемой Методическим советом учреждения и утверждаемой  директором учреждения.

Все программы являются модифицированными. Содержание программ обусловлено образовательными запросами и потребностями обучающихся и их родителей с учетом возраста обучающегося и сроком реализации программы. Для программ характерна внутренняя подвижность содержания и технологий, связанная с личностной ориентацией, учетом  индивидуальных способностей и особенностей детей. Подготовка и участие в выставках, соревнованиях, конкурсах и других массовых мероприятиях являются необходимыми составляющими образовательной деятельности.

Коллектив МБОУ ДО «ДЮЦ» включился в региональный проект интеграции общего и дополнительного образования «Реальное образование». МБОУ ДО «ДЮЦ» реализует восемь дополнительных  общеобразовательных общеразвивающих программ в интегрированной форме:  «Мир профессий Северо-Енисейского района», «Физика и технология», «ЛЕГО», «Изодеятельность»,  «Рукотворное чудо»,  «Почему? Зачем? И как?», «Удивительный мир природы», Кукольный театр «Театр Добра».

Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и сроки обучения определяются рабочей программой педагога, разрабатываемой им самостоятельно, принимаемой Методическим советом учреждения и утверждаемой директором учреждения. Новые программы, такие как  «Школа Вожатых», «Юный филолог», «Занимательная математика», «Путешествие по достопримечательностям мира», «Азбука финансов», «Уроки общения для младших подростков», «Путь к себе настоящему», «Little Learning Stars», «Ментальная арифметика», «Мобильная робототехника», «Робототехника» (соревнования), «Интернет вещей», «Спортивные настольные игры»   в течение  учебного года проходят апробацию, а затем утверждаются на Методическом совете учреждения. Структура и содержание соответствует методическим рекомендациям по проектированию дополнительных общеразвивающих  программ (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242).

При реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ педагоги используют современные педагогические технологии, которые обеспечивают личностное развитие обучающегося за счет творческой и продуктивной деятельности в образовательном процессе. В практике работы педагогов активно применяется деятельностный подход.

Ко всем программам сформированы образовательно — методические комплексы, включающие в себя: информационное обеспечение (учебные пособия, наглядные пособия, информационно-справочные материалы), алгоритмы деятельности (инструкционные карты, разработки мероприятий), контрольно-измерительные и диагностические материалы (тесты, задания, анкеты, игры, тренинги).

Образовательный процесс «ДЮЦ» идет в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами и имеет следующие характерные организационные особенности:

  1. Организация образовательного процесса осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого Учреждением самостоятельно, и регламентируется расписанием занятий.
  2. Содержание образовательного процесса определяется образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой Учреждением самостоятельно. Учреждение самостоятельно  в  выборе  форм,  средств и методов обучения и воспитания в пределах, определенных  действующим законодательством.
  3. Деятельность Учреждения осуществляется путем организации  одновозрастных и разновозрастных объединений детей в возрасте от 6 до 18 лет по интересам (клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и другие) (далее по тексту – Объединения).
  4. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе типовым (примерные), модифицированным, экспериментальным, авторским, организуется в соответствии с учебным планом и расписанием учебных занятий, разработанными и утвержденными ДЮЦ самостоятельно.
  5. Режим занятий Объединений устанавливается расписанием, которое составляется педагогами дополнительного образования в соответствии с требованиями СанПиН и утвер­ждается директором Учреждения.
  6. Образовательный процесс в Учреждении ведется на русском языке.
  7. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких Объединениях, менять их в течение учебного года.

Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года. Учебный год в Учреждении начинается 1 сентября для всех обучающихся. Завершается учебный год 31 мая. С июня месяца реализуются мероприятия в рамках летней оздоровительной компании (оздоровительная площадка).  Продолжительность учебного года — 36 недель.

Прием в Объединения осуществляется  на основании письменного заявления родителей  (законных представителей) ребенка и согласия на обработку персональных данных. При приеме в Объединения физкультурно-спортивной направленности дополнительно представляется медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.

8.Количество детей в Учреждении определяется в зависи­мости от требований СанПиН и условий для осуществления образовательного процесса, с психолого-педагогическими рекомендациями и характером деятельности Объединения. Наполняемость Объединений всех профилей устанавливается приказом директора Учреждения в начале учебного года. Списочный состав учебной группы составляет: первый год обучения 10 и более детей; второй год обучения – 8 и более детей; третий год и последующих года обучения – 8 и более человек; дошкольники – 10 детей. Списочный состав учебной группы для малокомплектных школ Северо –Енисейского района не менее 6 человек.

9.В зависимости от особенностей и содержания работы педагог проводит занятия со всем составом Объединения, или по группам, и индивидуально. Допускается деление Объединения на 2 подгруппы с наполняемостью 5 человек.

10.Время, отведенное на занятия с одним Объединением, регламентировано требованиями СанПиН и определено учебным планом.

11.В Учреждении установлена пятидневная рабочая неделя. Занятия детей организуются в период с 08.00 часов до 20.00 часов. Для обучающихся в возрасте 16-18 лет допускается окончание занятий в 21.00 часов.

После каждого часа занятий (30-40 минут) устанавливается перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений.Рекомендуемая продолжительность занятий детей в учебные дни — не более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни — не более 4 академических часов в день.

12.Продолжительность занятий в объединениях устанавливается локальным нормативным актом организации дополнительного образования, реализующей дополнительные общеобразовательные программы различной направленности.

После каждого часа занятий (30-40 минут) устанавливается перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений.

13.Рекомендуемая продолжительность занятий детей в учебные дни — не более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни — не более 4 академических часов в день.

14.В каникулярное время Учреждение организует массовую работу с детьми и их родителями (законными представителями), предоставляя им все имеющиеся возможности для полноценного досуга и отдыха в т.ч. кружковые, секционные и другие занятия с новым или переменным составом. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию.

15.Занятия по  программам  дополнительного образования проводятся как в учебных кабинетах ДЮЦ, так и на базе школ и ДОУ района.

16.Механизм индивидуальных и групповых занятий, целевая аудитория, количество часов заложенных на данные формы работы определены пояснительной запиской образовательных программ. Индивидуальная работа с детьми предусмотрена при подготовке к выставкам, фестивалям, конкурсам и т.д., а также с детьми, испытывающими затруднения в освоении содержания образовательного материала, с одаренными детьми, способными осваивать образовательный материал с опережением и на высоком уровне сложности, а также при разработке детьми творческих проектов. Количество часов индивидуальной работы определяется направлением деятельности и спецификой программы.

Цель «ДЮЦ» на 2019-2020 учебный год: обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере дополнительного образования.

Основными задачами детско – юношеского центра на 2019-2020 учебный год являются: 

  1. Обеспечить методическое сопровождение педагогов по развитию педагогических компетенций, направленных на достижение планируемых результатов.
  2. Реализовать и внедрить в ДЮЦ региональную систему дополнительного образования технологий и моделей ранней профессиональной ориентации с учетом современных профессиональных компетенций и навыков будущего (опираясь на проекты «Билет в будущее» и программу ранней профессиональной подготовки и профориентации обучающихся 10-17 лет ЮниорПрофи (JuniorSkills).
  3. Продолжить работу над профессиональным повышением квалификации педагогов по проектной и исследовательской технологии.
  4. Продолжить вовлечение в дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Информация об учебном плане и реализуемых программах  

Учебный план разработан с учетом социального заказа детей, родителей, образовательного запроса учреждений, взаимодействующих с МБОУ ДО «ДЮЦ».

Учебный план на 2018-2019 учебный год направлен на формирование у обучающихся ценностного отношения к окружающему миру, гражданского самосознания и активной жизненной позиции. Учебный план предусматривает реализацию 52 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программы по шести направленностям: естественнонаучная, социально-педагогическая, техническая, художественная, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая.

  1. Естественнонаучная направленность: «Зеленый мир», «Удивительный мир природы», «Почему? Зачем? и как?».
  2. Социально-педагогическая направленность: «Клуб «Солнышко», «Познай себя и окружающих», «Мир профессий Северо-Енисейского района», «Основы учебно-исследовательской деятельности», «В стране английских букв и звуков», «Дружина юных пожарных», «Занимательная грамматика английского языка» .
  3. Техническая направленность: «Компьютер – мой друг», «Робототехника», «Физика и технология», «ЛЕГО».
  4. Художественная направленность: «Музыкально-театрализованная деятельность», Музыкальная студия «ЮЛА»,  «ВИА», «Художник», «Этюд», «Изодеятельность» «Рукотворное чудо», «Хореография», Кукольный «Театр добра», «Умелые ручки», Клуб бардовской и дворовой песни «Аккордами Веры», «Умелец».
  5. Физкультурно-спортивная направленность: «Общая физическая подготовка», «Спортивные настольные игры», «Здоровье, красота радость», «Шахматы, шашки», «Шахматы дошкольникам».
  6. Туристско-краеведческая направленность: «ЛиЗи», «Музейное дело».

Все программы реализуются в очном режиме и предусматривают как групповые, так и индивидуальные занятия. Десять дополнительных  общеобразовательных общеразвивающих программ,  реализуемых в интегрированной форме:

— «Мир профессий Северо-Енисейского района» — ССШ №1, ССШ №2, НСШ №6, ТСШ №3;

— «Физика и технология» — ТСШ №3;

— «ЛЕГО» — ДОУ №5;

— «Изодеятельность» — ДОУ №5, ДОУ №4

— «Рукотворное чудо» — ТСШ №3

— «Умелые ручки» — ДОУ №5, ДОУ №3, ДОУ №8

— «Почему? Зачем? И как?» — БСШ №5

— «Зеленый мир» — ССШ №1

— «Удивительный мир природы» — ДОУ №1

— Кукольный театр «Театр Добра» — ССШ №1

Содержание дополнительных общеобразовательных программ ДЮЦ направлено:

— на создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения детей, содействие социализации личности ребенка, его творческой самореализации;

— укрепление психического и физического здоровья детей, эффективное взаимодействие педагогов с семьей;

— создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

— обеспечение эмоционального  благополучия ребенка;

— интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка, профилактику асоциального поведения.

Основанием для комплексного подхода к организации учебно-воспитательного процесса по образовательным программам ДО являются:

  • возраст обучающихся и воспитанников:

Образовательные программы  охватывают четыре возрастные категории детей: воспитанники ДОУ, младшие школьники (6-11 лет), обучающиеся основной школы (11-15 лет), старшеклассники (15-17 лет);

  • ведущий тип деятельности, характерный для каждой возрастной категории:

— для воспитанников детских садов — игра;

— для младших школьников  и детей среднего возраста – образовательная деятельность на основе использования технологий развивающего и проблемного обучения, игровых технологий, обучения в сотрудничестве (групповая и командная работа);

-для детей старшего возраста – образовательная деятельность на основе ИКТ-технологий, проектная и исследовательская деятельность.

  • три уровня обучения, определяющихся возрастом обучающихся и воспитанников:

— 1 уровень   предполагает, прежде всего, развитие мотивации у детей,  интереса к определенному виду деятельности, формирование дружного сплоченного коллектива, способного к активному сотрудничеству,  работу спортивно-оздоровительных групп;

-2 уровень – репродуктивный с элементами творчества, развитие логического мышления  у обучающихся  на основе применения технологий развивающего, проблемного обучения, обучение в сотрудничестве.

Данный уровень предполагает наличие разнообразия различных форм организации образовательной деятельности.

— 3 уровень – креативный, направленный на самоопределение, самореализацию и самовыражение личности ребенка; творческая деятельность через работу творческих мастерских; научно-исследовательская деятельность; индивидуальная работа учащихся, основанная на профессионально-педагогическом сопровождении.

Данный уровень предполагает продуктивную деятельность, направленную на разработку, защиту и реализацию проектов, научно-исследовательских работ, участие в конкурсах.

Одной из главных задач в деятельности учреждения ДО на современном этапе является включение школьников в современные технологии, развивающие формы мышления и коммуникации, активизирующие стремление к продуктивной деятельности, направленные на формирование ключевых компетентностей.

Учебная нагрузка обучающихся регламентируется с СанПиН 2.4.4. 3172-14, Уставом МБОУ ДО «ДЮЦ». Для одаренных и талантливых детей предусмотрены дополнительные индивидуальные занятия. Численный состав групп определяется нормативными документами и образовательной программой.

Программы дополнительного образования, сроком реализации от 1 до 7 лет, имеют личностно-ориентированный характер  и предусматривают промежуточную и итоговую аттестации. Формы проведения промежуточной и итоговой аттестации предусмотрены в программах (итоговые открытые занятия, итоговые события, выставки, концерты, показательные выступления, творческие отчеты).

Основной особенностью образовательной программы является принцип событийности и модульности, как основы для осуществления выбора, что обеспечивает реализацию принципов Концепции развития дополнительного образования детей. Образовательный процесс в учреждении строится соразмерно возрастным особенностям детей в рамках преемственности; внедрения культурных практик, ориентированных на особенности современной культуры и культурный контекст района в воспитательный процесс.

Особенностями Учебного плана являются:

  1. Динамичность и мобильность. Учебный план строится на основе образовательных программ педагогов и с учетом постоянно меняющихся запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений района. Ежегодно происходит корректировка и обновление программ, а вследствие этого, и Учебного плана.
  2. В программах естественнонаучного и художественного, туристско-краеведческого  направлений предусмотрены часы на –  экскурсии, выставки, походы.
  3. Учебный план определяет расписание учебных занятий объединения, составляющегося для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся, которое составляется педагогами в начале учебного года с учетом пожеланий родителей и возрастных особенностей обучающихся, согласовывается и корректируется зам. директором по учебно-воспитательной работе и утверждается директором. Перенос занятий или изменения расписания производится только с согласия администрации и оформляется документально.

На период школьных каникул педагоги составляют специальное расписание. В каникулярное время, особенно летом, образовательный процесс продолжается в форме походов, экспедиций, экскурсий, профильных лагерей различных направлений.

Организация учебно-воспитательного процесса в ДЮЦ соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности.

  1. Образовательная деятельность в учреждении реализуется через следующие организационные формы: объединение, студия,  клуб,  мастерская, группа. Учебные занятия  и мероприятия проводятся по группам, подгруппам (звеньям), индивидуально или  со всем составом объединения. Для детей с ОВЗ создан Клуб «Солнышко».
  2. Содержание и режим деятельности объединения определяется Учебным планом ОУ, образовательной  программой и расписанием занятий.  В ДЮЦ  занятия проводятся по программам как одной тематической направленности,  так и по комплексным интегрированным программам.

Учебный план принят  на педагогическом совете Северо-Енисейского детско-юношеского центра   (протокол пед. совета от 04.09.2019 г.,№1).

Объединения ДЮЦ доступны для всех детей, в том числе для  детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Для них реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Солнышко». Основным направлением в программе является художественное (предмет — изобразительная деятельность)

Информация о календарном учебном графике

Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года. Учебный год в Учреждении начинается 1 сентября для всех обучающихся. Завершается учебный год 31 мая.

Продолжительность учебной недели — 6 дней, учебного года — 36 недель. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в декабре. Итоговая аттестация — в апреле.  С 01 июня по 31 августа  реализуются мероприятия в рамках летней оздоровительной компании.

Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам в 2019-2020г.г. за счет местного бюджета

Наименование направленностей реализуемых программы Наименование реализуемых программ, предметов, курсов, модулей Срок реализации Кол-во детей, обучающихся за счет местного бюджета ФИО педагогов, реализуемых программы 
1.Естественнонаучная «Почему? Зачем? И как?, реализуемая в интегрированной форме 2 года 32 Астафьева Е.А.
«Удивительный мир природы» 2 года 10 Афанасьева Л.Н.
«Удивительный мир природы», реализуемая в интегрированной форме 2 года 48 Афанасьева Л.Н.
2.Туристско-краеведческая «ЛиЗИ» 2 года 13 Николова А.С.
«Музейное дело» 1 год 10 Шевцова Л.С.
3. Социально-педагогическая Клуб «Солнышко» 1 год 10 Фатерина Н.В.
«Познай себя и окружающих» 1 год 21 Васильева Т.Г.
«Школа вожатых» 1 год 26 Васильева Т.Г.
«Мир профессий Северо-Енисейского района» 1 год 220 Носкова Е.М.

Владимирова В.В.

Киселева О.В.

Власова Л.В.

Полякова И.С.

Сяськая  А.А.

Наврозашвили Л.И.

Янькова А.В.

Ислентьева В.В.

Простатин А.В.

Горбенко О.А.

Шевцова Л.С.

«Юный филолог» 1 год 11 Сяськая  А.А.
«Занимательная математика» 1 год 10 Киселева О.В.
«Путешествие по достопримечательностям мира» 1 год 10 Янькова А.В.
«Азбука финансов» 1 год 29 Ислентьева В.В.
«Дружина юных пожарных» 2 года 10 Шестаков Д.А.
«Уроки общения для младших подростков» 1 год 52 Шаркова О.А.
«Путь к себе настоящему» 1 год 44 Шаркова О.А.
«В стране английских букв и звуков» 1 год 12 Полякова И.С.
«Little Learning Stars» 1 год 37 Полякова И.С.
«Занимательная грамматика английского языка» 3 года 22 Полякова И.С.
«Поверь в себя» 1 год 10 Касицина Н.В.
«Ментальная арифметика» 1 год 15 Фоминых М.Н.
10 Борисова Е.Н.
«В мире биологии» 1 год 21 Хромых Н.А.
«Эрудит» 1 год 20 Тришкина В.В.
4. Техническая «Компьютер – мой друг» 1 год 16 Балацкий М.Е.
«Робототехника» (основы) 1год 11 Балацкий М.Е.
32 Адамкевичус К.Ю.
«Робототехника» (соревнования) 1 год 20 Балацкий М.Е.
«Физика и технология» 2 года 37 Балацкий М.Е.
«Мобильная робототехника» 1 год 10 Балацкий М.Е.
«Интернет вещей» 1 год 10 Балацкий М.Е.
«ЛЕГО» 2 года 44 Борисова Е.Н.
5. Художественная Музыкально-театрализованная деятельность 2 года 108 Мусатова Г.С.
«Художник» 6 лет 18 Астафьева Г.Г.
10 Фатерина Н.В.
«ЭТЮД» 4 года 16 Фатерина Н.В.
«Рукотворное чудо» 4 года 52 Саядян Т.Д.
«Рукотворное чудо», реализуемая в интегрированной форме 1 год 27 Саядян Т.Д.
«Скульптура» 3 года 34 Рубинис Т.Г.
«Хореография» 4 года 42 Балацкая А.В.
«Изодеятельность» 1 год 50 Фатерина Н.В.
Кукольный театр «Театр добра» 2 года 54 Липатова И.И.
Музыкальная студия «ЮЛА» 7 лет 45 Котовская Ю.А.
17 Романченко В.В.
Клуб бардовской и дворовой песни «Аккордами веры» 1 год 16 Котовская Ю.А.
Вокально-инструментальный ансамбль 3 года 6 Котовская Ю.А.
«Литературно-театральная студия «Кулиска» 1 год 10 Никитенко П.М.
«Мир искусств» 1 год 20 Львова И.А.
«Изошка» 1 год 40 Фатерина Н.В.
«Игровой театр «Забава» 1 год 15 Липатова И.И.
15 Мусатова Г.С.
«Умелец» 2 года 5 Доставалов А.В.
6. Физкультурно-спортивная «Спортивные настольные игры» 2 года 50 Шайхразеев Р.И.
«Общая физическая подготовка» 2 года 10 Новиков М.В.
«Здоровье, красота, радость» 1 год 90 Мыльникова Н.А.
«Шахматы, шашки» 1 год 20 Симачев А.Г.
«Шахматы дошкольникам» 1 год 30 Шайхразеев Р.И.